Что такое Веды

Веды – один из древнейших литературных памятников мира – содержат в себе знания обо всем: о медицине, архитектуре, политике, экономике, астрономии, искусстве, музыке и других отраслях. Они оказали влияние на многие религиозные и философские концепции, в т. ч. буддизм и джайнизм.

Книга Веды
Веды содержат в себе историю.
Содержание
  1. Что такое Веды
  2. Основные ветви
  3. Кем и когда были записаны
  4. Какую цель носят учения
  5. В чем различие между индийскими и славянскими Ведами
  6. Структура ведических учений
  7. Шрути – «услышанное мудрецами при медитациях»
  8. Самхиты (основная часть)
  9. Брахманы – комментарии к основной части
  10. Тексты отшельников араньяки
  11. Веданта, или завершающая часть
  12. Смрити («запомненная» часть)
  13. Основные учения
  14. Дэвы и данавы – мифологическая часть
  15. Четыре жизненных ступени
  16. Пурушардха, или жизненные цели
  17. Касты и сословия
  18. Юги – временные циклы
  19. Законы кармы и ее виды
  20. Учение о перерождении
  21. Пураны – исторические хроники
  22. «Бхагавад-гита»
  23. Ведийские школы
  24. Каким редакциям подвергались Веды
  25. Что стоит прочесть современному человеку
  26. Как пользоваться учением в нынешних реалиях
  27. Важные отрывки из ведических учений
  28. Литература с использованием ведических учений

Что такое Веды

Веды – собрание мудрости индуистского учения. Изначально знания, полученные людьми в виде божественного откровения, передавались в устной стихотворной форме из поколения в поколение. Со временем каноничные тексты дополнились комментариями ученых-толкователей и святых отшельников и охватили все сферы жизни людей.

Основные ветви

Кроме индийских Вед, существуют славянские, практически полностью утраченные из-за христианизации. Сохранились только небольшие фрагменты металлических и деревянных табличек, интерпретировать которые сложно. Некоторые исследователи считают, что славянский ведизм – это неоязыческое учение. Его приверженцы объединяют найденные памятники с индийскими Ведами по причине схожести санскрита и старославянского языка.

Кем и когда были записаны

Согласно преданию, в III тыс. до н. э. мудрец Ведавьяса записал Веды, а также Пураны и эпос «Махабхарата». Для письма в древности использовали недолговечные материалы, поэтому самый ранний из сохранившихся манускриптов относится только к XI в. н. э.

Великий мудрец
Великий мудрец Ведавьяса впервые записал веды.

Какую цель носят учения

Цель учения – освободить людей от мучений. В «Бхагавад-гите» сказано, что жизнь в любом из миров – страдание. Единственный способ его прекратить – осознать иллюзорность бытия и слиться со Вселенной. Но, несмотря на это, индуизм не отвергает земную жизнь; основная задача тех, кто еще не готов выйти из круга перерождений, – следовать дхарме, закону гармонии.

В чем различие между индийскими и славянскими Ведами

Между индийскими и славянскими Ведами много сходств, но есть и важное отличие.

В славянской мифологии существует представление о 3 сторонах бытия:

  • мире Яви – материальной вселенной, в которой живут люди и божества природы;
  • мире Прави – состоящей из 10 небес, которые населяют светлые боги;
  • мире Нави – области, населенной темными богами разрушения (сюда люди попадают после смерти, чтобы очиститься и переродиться снова).

Эти вселенные, разделенные почти непроницаемыми границами, объединяло Мировое Древо. В индуистских Ведах, в отличие от других религиозных традиций, нет представлений о Великом Древе.

Структура ведических учений

Чатурведа – название 4 главных книг Вед. Три из них похожи между собой, и часть текста в них повторяется. Атхарваведа отличается от остальных сборников сильнее, т. к. она была записана позже, поэтому не все школы не включают Атхарваведу в состав самхитов.

В Чатурведу входят:

  1. Ригведа – главный сборник гимнов, изучать который могли только брахманы. Священные тексты этой книги использовались в обрядах.
  2. Яджурведа – состоит из мантр, предназначенных для священных ритуалов.
  3. Самаведа – сборник хвалебных песнопений, которые исполняли певчие во время жертвоприношения. Большая часть текстов этой книги заимствована из Ригведы, но адаптирована для пения.
  4. Атхарваведа – книга, содержащая заклинания для защиты от демонов и болезней и для осуществления желаний.
Сборник гимнов Ригведа
Ригведа входит в состав Чатурведу.

Шрути – «услышанное мудрецами при медитациях»

Шрути – это священные тексты, посланные богами святым мудрецам. К ним относятся самхиты всех 4 частей Вед, Брахманы, Араньяки и Упанишады.

Самхиты (основная часть)

Самхиты – главные гимны, мантры и ритуальные формулы Вед. Самхитами считаются Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа.

Брахманы – комментарии к основной части

Брахманы – тексты, услышанные мудрецами во время медитации или полученные от богов. Эти книги считаются священными. Разные школы (шакхи) почитают разные писания. Неизвестно, сколько их существовало в древности, но сейчас их сохранилось 20. Кроме комментариев гимнов, в Брахманах подробно описаны ритуальные практики.

Тексты отшельников араньяки

Слово «араньяка» переводиться с санскрита как «лесной». Эта часть шрути описывает священные ритуалы, которые скрывали от посторонних глаз, поэтому их часто проводили в лесах, отсюда и название. В Араньяках впервые были описаны практики медитации и йоги.

Веданта, или завершающая часть

Упанишады (также их называют Ведантой) – философское толкование Вед, завершающая часть текстов категории шрути. Они посвящены ответам на экзистенциальные вопросы, в т. ч. познанию себя и смыслу жизни. В этих текстах описывается концепция Брахмана.

Каноничными являются 11 древнейших Мукхья Упанишад, их признают все ведические течения. Канон Муктика включает 108 текстов, которые считаются священными для школы Адва́йта-веда́нта. Все остальные книги признаются только отдельными шакхами.
Школа Адвайта-веданта
Специальная священная школа Адвайта-веданта.

Смрити («запомненная» часть)

Смрити – собрание священных текстов, дополняющие шрути.

К ним принято относить:

  1. Дхармашастры – религиозные предписания, которые учили праведной жизни в обществе и в быту. Формально они не были государственными законами, но почитались как сакральные тексты.
  2. Итихасы – сказания о событиях прошлого. Эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна» – наиболее знаменитые из них.
  3. Пураны.
  4. Веданга – вспомогательные книги, в которых были собраны знания, необходимые для правильного проведения обрядов. Тексты Веданги: шикша – правила фонетики; вьякарана – трактаты о стихосложении; чандас – книги по грамматике; нирукта – сочинения по этимологии; джьотиша – труды по астрономии и астрологии; калпа – собрания по ритуаловедению.

Каждой части Вед соответствовала своя Веданга, кроме книг по грамматике и этимологии, которые содержали информацию для толкования всех священных текстов.

Основные учения

В основе ведического учения лежат 2 главных понятия: Брахман и Атман, иногда их отождествляют. Брахман – непостижимое первоначало мира, абсолютный дух. Атман – высшее «Я» живого существа, способное осознать свое бытие, «пробудиться». Пробуждение означает, что человек осознал: все живое является частью единой субстанции и его индивидуальность – лишь иллюзия.

В Упанишадах описаны виды Атмана:

  • внешний – физическое тело;
  • внутренний – человек чувствующий, думающий и познающий;
  • высший – тот, кто преодолел эмоции, стал безличным началом.
Стать высшим Атманом – цель учения, которая достигается с помощью йоги и медитации.
Медитация Атамана
Звание “высший Атаман” достигается путем медитации и йоги.

Дэвы и данавы – мифологическая часть

Вселенная развивается благодаря Атману, принимающему высшие и низшие формы. В мифологии индуизма существует 3 ипостаси бога: Брахма – создатель Мира, Вишну – хранитель и Шива – разрушитель. Вместе они едины, т. к. осознают иллюзорность бытия.

Остальные божества выстраиваются в иерархию в зависимости от степени «пробуждения». Дэвы и данавы (боги и демоны) появились на свет от 2 жен мудреца Кашьяпы – одного из первых существ, порожденных разумом Брахмы. Дэвы и данавы вели войну за райские миры. После победы богов демоны были изгнаны, но не смирились со своей участью, поэтому продолжают пытаться вернуться в рай. Человеческая вселенная для них – поле битвы. Боги становятся сильнее, если люди ведут добродетельную жизнь, а демоны, наоборот, получают силу из аморальных поступков.

В Ведах описаны ритуалы, помогающие дэвам, но, согласно Упанишадам, борьба богов с демонами и вмешательство людей не имеют смысла, т. к. цель жизни в том, чтобы стать Атманом.

Четыре жизненных ступени

Для пробуждения необходимо пройти ашриму – жизненный путь, состоящий из 4 равных периодов:

  1. Брахмачарьи – обучения. Изучение Вед под руководством наставника и принятие обета воздержания.
  2. Грихастхи – возврата долга предкам. В этот период заводят семью, занимаются устройством дома и общественными делами. Он заканчивается после свадьбы сына и появления внуков.
  3. Ванапрастхи – познания себя. На этом этапе человек становиться отшельником, медитирует и выполняет священные ритуалы. По правилам, супруги могут уходить в лес вместе, для многих эта ступень последняя.
  4. Саньясы – стадии аскезы. Чтобы разорвать все связи с миром, аскет странствует в одиночестве, размышляя над иллюзорностью бытия.

Каждый этап помогает достичь одной из жизненных целей.

Прохождение брахмачарьи
Брахмачарья – изучение Вед.

Пурушардха, или жизненные цели

Веды ставят перед человеком 4 цели в жизни, соответствующие ступеням ашримы:

  1. Дхарму – познание космического закона. Во время Брахмачарьи важнее всего научиться жить в гармонии с миром и другими людьми.
  2. Артху – накопление материального богатства. Для благополучия семьи необходим достаток, поэтому накопительство будет благой целью, если человек не ставит обогащение своей главной задачей. Достижение власти, славы и знаний тоже не считаются в индуизме недостойными целями.
  3. Каму – чувственные удовольствия.
  4. Мокшу – освобождение от привязанностей. В период саньясы человек должен осознать иллюзорность материального мира и стать Атманом.

Касты и сословия

В Индии существует обширная иерархическая система. Каста определяется профессией общины.

Общество, в свою очередь, делится на сословия – варны:

  1. Брахманы – каста священников и ученых. Им было позволено изучать все части Вед. Главная цель их жизни – мокша.
  2. Кшатрии – войны и правители. Цель этого сословия – поддержание дхармы, но они могут достичь освобождения.
  3. Вайшьи – торговцы и ремесленники. Они стремятся к накоплению и могут желать пробуждения, но им сложнее его добиться.
  4. Шудры – низшая каста, слуги и рабочие. Смысл их жизни – кама, они, за редким исключением, не стемятся к мокше, потому что не могут отказаться от других целей.
Представителям 3 низших каст сложно стать брахманами, но шанс есть даже у шудр, потому что знания и материальная обеспеченность не обязательно приводят к освобождению.
Священники брахманы
Брахманы изучают все части Вед.

Юги – временные циклы

В индуизме мир проходит цикл от сотворения до разрушения.

В цикле 4 юги (эры):

  1. Сатья-юга – эра благоденствия. В эту эпоху люди равны и следуют дхарме. Все придерживаются принципов аскетизма, милосердия, чистоты и честности. Этот период длится 1 млн 728 тыс. лет, а продолжительность жизни человека составляет 100 тыс. лет.
  2. Трета-юга -эра зарождения порока. Люди все еще придерживаются основных принципов, кроме аскетизма. Из-за тяги к наслаждениям жизнь укорачивается до 10 тыс. лет. Второй этап длится 1 млн 296 тыс. лет.
  3. Двапара-юга – время появления болезней и природных катастроф. Люди остаются правдивыми и милосердными, но срок их жизни – всего 1000 лет. Двапара-юга продолжается 864 тыс. лет.
  4. Кали-юга – последняя эпоха. Согласно Пуранам, она началась в 3102 году до н. э., в тот момент, когда Кришна, воплощение Вишну, ушел из мира, и продлится 432 тыс. лет. Человечество в этот период проявляет свои худшие качества. Эта эра завершится, когда добродетели не останется и насилие переполнит мир.

После завершения последней стадии мир разрушится, и цикл начнется сначала.

Законы кармы и ее виды

Для поддержания гармонии во Вселенной существует карма – закон, который определяет дальнейшую судьбу человека или любого другого существа в зависимости от его поступков. Следование дхарме помогает ее улучшить и переродиться в раю, а причинение вреда окружающим, наоборот, может привести к реинкарнации в низших мирах.

Виды кармы:

  1. Санчита – еще нереализованные последствия прошлых действий. Некоторые поступки приводят к быстрому результату, а другие накапливаются несколько лет или жизней.
  2. Прарабдха – воздаяние, которое воплощается сейчас.
  3. Криямана – будущие последствия, которые человек порождает сейчас.
  4. Агами – карма мысли. Повторяющиеся мысли – важная часть действия, даже если они не приводят к поступкам. Мысли могут влиять на эту и следующую жизни. Особенно сильна агами в момент смерти: тот, о ком умирающий думает, будет играть важную роль в его следующей реинкарнации.

Учение о перерождении

Человек вынужден перерождаться до тех пор, пока его карма не будет реализована. Но каждый поступок порождает новые последствия, поэтому единственный путь прекращения реинкарнаций – это йога. Практика йоги помогает справиться с желаниями, осознать себя частью единого Атмана. Посвященный перестает отождествлять себя со своим телом и сознанием, достигает мокши и выходит из цикла перерождений.

Пураны – исторические хроники

Пураны – сказания о сотворении мира, происхождении дэвов и данавов, мудрецах и великих династиях. Кроме мифов, в Пуранах рассказывается об устройстве Вселенной. В отличие от Вед, это менее консервативные тексты, в них упоминаются научные открытия в медицине, астрономии, географии, архитектуре. Пураны – мифологические сказания, но в них есть сведения и об исторических фактах. Каждая Пурана посвящена 1 богу или богине: Вишну, Шиве, Кришне или другим.

Эти произведения создавались для тех, у кого не было возможности изучать Веды: для шудр и женщин, поэтому они более легки для понимания.

Существует 18 основных Маха-пуран и 18 коротких Упа-пуран, которые часто состоят из сказаний основных Пуран и мифов, не вошедших в Маха-пураны.

«Бхагавад-гита»

«Бхагавад-гита» – поэма, изначально самостоятельное религиозно-мистическое произведение, которое позже вошло в состав эпоса «Махабхарата». Она повествует о разговоре Арджуны и Кришны перед главным сражением кланов Пандавов и Гандхарвов. Пандавы и Гандхарвы – сыновья 2 родных братьев, которые борются за власть, поэтому Арджуна не хочет вступать в бой со своими двоюродными братьями.

Священная поэма
Поэма о сражении двух кланов.

Кришна открывает Арджуне истину йоги-деяния. Ее смысл в том, что участие в делах мира не будет порождать карму и мешать освобождению, если человек не отождествляет себя со своими поступками, телом и сознанием. Все живые существа вынуждены подчиниться своей судьбе, но их стремления должны быть направлены к мокше. Как и Кришна, который продолжает воплощаться для того, чтобы поддерживать развитие Вселенной, люди должны действовать, осознавая иллюзорность бытия.

Ведийские школы

Со временем толкование Вед и Упанишад привело к появлению множества разных школ, которые позже сложились в 6 основных традиций:

  1. Санкхья – шакха (школа), которая отталкивалась от опыта и философских размышлений, а не от текста Вед. В основе метафизического учения Санкхьи лежат понятия пракрити (активной материи) и пуруши (пассивного сознания). При их столкновении и появился мир. Человек, заключенный в материальном теле, может пробудиться, если поймет, что он – свободный дух и не тождествен своим телесной оболочке и сознанию. Эта школа оказалась от концепции Брахмана, т. к. бог не влиял бы на взаимодействие 2 первоначал.
  2. Йога – шакха, которая разрабатывала практики, позволяющие достичь мокши с помощью медитации. Она принимала метафизическое учение Санкхьи, но также признавала поклонение Брахману (вечному духу).
  3. Ньяя – течение, изучавшее теорию познания. Представители этой школы считали, что пробудиться возможно благодаря верному познанию.
  4. Вайшешика – направление, как и Ньяя, искавшее избавления от страданий через познание. Учение этой школы выделяло 7 категорий реальности, с помощью которых можно постичь мир.
  5. Веданта – школа, в основе которой лежат Веды. Веданта выросла из толкования Упанишад, поэтому в основе ее философии – проблемы сотворения Вселенной Брахманом и ограниченности возможностей познания для личного «Я».
  6. Миманса – шакха, возникшая из традиции толкования Вед. Она признавала, что мир реален и вечен. Цель человека, согласно Мимансе, – следование дхарме, некоторые ответвления этой школы отвергали идею мокши. Миманса придерживалась четкого исполнения традиционных ритуалов, но не для того, чтобы получить расположение богов, а для накопления жизненной энергии апурвы, которая принесет блаженство в следующей реинкарнации.
Ученики ведийской школы
Одна из ведийских школ.

Каким редакциям подвергались Веды

В разных течениях ведизма, занимавшихся толкованием Вед, появились свои школы. Каждая шакха специализировалась на изучении одной из книг Чатурведы, так школы создали свои редакции текстов. До нашего времени сохранилось небольшое количество редакций каждой из 4 книг.

Что стоит прочесть современному человеку

В ХХI в. трудно понять жизнь древних, сложную ритуальную систему и точный смысл Вед, поэтому основные тексты гимнов будут интересны только ученым. Но, как и классические произведения Древней Греции – «Одиссею» и «Илиаду», – образованному человеку стоит прочесть индийские эпосы:

  1. «Махабхарату» – масштабное эпическое произведение, которое повествует о противостоянии двоюродных братьев Гандхарвов и Пандавов. Но большую его часть занимают вставки притч, легенд о далеком прошлом, басен, мифов и бесед героев с мудрецами и богами. Они объясняют, что такое дхарма и как ей следовать. Для тех, кому трудно прочесть такое крупное произведение целиком, подойдет «Бхагавад-гита» – одна из самых важных частей «Махабхараты».
  2. «Рамаяну» – поэму об одном из воплощений бога Вишну, Раме, и его подвигах. После изгнания из дворца Рама вместе со своей женой Ситой уходит в лес, где Ситу похищает царь Ланки, демон Равана. Книга посвящена подвигам Рамы, благодаря которым он освобождает Ситу. Этот эпос трактуют как аллегорию, а не как повествование об исторических событиях.
  3. «Пураны». Для тех, кто захочет подробнее изучить индуистскую мифологию,18 основных махапуран подойдут лучше всего. Самыми важными считаются Агни-пурана, Бхагавата-пурана, Ваю-пурана, Вишну-пуранана, Матсъя-пурана и Маркандея-пурана.
  4. «Упанишады». Для более глубокого изучения философско-религиозных концепций индуизма подойдут Мукхья Упанишады.
  5. «Йога-сутру Патанджали» – главный текст школы йоги. Он будет интересен тем, кто хочет разобраться в нюансах учения.

Как пользоваться учением в нынешних реалиях

Каждый выстраивает свои отношения с миром и другими людьми. Веды учат тому, как это правильно сделать. Мифо-ритуальный комплекс для современного человека не играет важной роли в жизни, но люди по-прежнему ищут смысл существования. Упанишады дают ответы на многие экзистенциальные вопросы. Но даже если отбросить религиозную составляющую Вед, практики йоги принесут ощутимую пользу физическому и эмоциональному здоровью.

Школа йоги создала систему медитации, которая позволяет достичь состояния просветления.

Для этого нужно придерживаться основных правил:

  1. Яма – принцип самоограничения: ненасилие, честность, воздержание от похоти, стяжательства и воровства.
  2. Нияма – развитие нравственных добродетелей: чистоты духовной и физической, скромности, оптимизма, стремление к познанию.
  3. Асана – система поз, укрепляющих тело и дисциплинирующих ум. Учеными доказано, что регулярное выполнение асан помогает избавиться от болей в спине, способствует профилактике заболеваний сердца, сосудов и повышает иммунитет.
  4. Пранаяма – дыхательные упражнения. Эта практика нужна для контроля жизненной энергии, праны. С точки зрения физиологии, дыхательная гимнастика влияет на сердечный ритм и нервную систему, поэтому пранаяма помогает справиться с тревогой и стрессом. Энергия сосредоточена в нескольких местах: прана – в сердце; апана – в нижней части тела; самана – в животе; удана – в горле; вьяна – во всем теле.
  5. Пратьяхара – практика, смысл которой заключается в сосредоточении на внутренних переживаниях, «отключении» органов чувств.
  6. Дхарана – концентрация на одном объекте.
  7. Дхьяна – более высокий уровень дхараны, при котором медитирующий настолько сосредотачивается на предмете медитации, что в его сознание не проникает ничего, кроме этого объекта.
  8. Самадхи – самый высокий уровень концентрации.

Научно доказано, что медитация помогает при депрессии, тревожном и посттравматическом стрессовом расстройстве, т. к. приводит к изменениям в гиппокампе и задней поясной коре головного мозга (эти области отвечают за контроль эмоций).

Поза асаны

Следуя всем 8 ступеням йоги, можно достичь гармонии тела и духа. В современных условиях трудно найти время для саморазвития, но для поддержания здоровья достаточно соблюдать простые правила режима питания и сна и выделять хотя бы полчаса для выполнения асан и медитации.

Важные отрывки из ведических учений

Гимны из самхит практически не рассказывают о самом ведическом учении, поэтому знакомство лучше всего начинать с Упанишад.

В «Бхагавад-гите» объясняется, как выйти из круга перерождения, избежать страданий и вести при этом активную жизнь.

В индийской литературе существует жанр сутр – сборников афоризмов о дхарме или о философских учениях разных шакх. В них в понятной форме выражена вся мудрость ведического учения.

Литература с использованием ведических учений

Веды повлияли на всю последующую художественную литературу Индии.

Интерес к учению не ослабевает и сейчас:

  1. Классик индийской литературы Рабиндранат Тагор в своих романах описывает жизнь низших слоев, их религиозные традиции и верования.
  2. «Савитри» Шри Ауробиндо – поэма на сюжет из «Махабхараты». Шри Ауробиндо обучался в Англии и по возвращении в Индию самостоятельно изучал Веды. Кроме поэмы, он написал несколько философских трудов.
  3. «Черный Баламут» Генри Лайона Олди – фантастический роман, рассказывающий о наступлении Кали-юги, в котором используются ведические тексты .
  4. Джордж Харрисон – гитарист группы The Beatles, принял индуизм, в своей автобиографии «Я, мне, мое» он рассказывается об этом решении.
  5. Ведизм оказал сильное влияние на философию А. Шопенгауэра.
  6. Веды повлияли на эзотерические учения Ошо, Кришнамурти, Н.К. Рериха и многих других.

Веды до сих продолжают вызывать интерес по всему миру, их изучают индологи, писатели пишут романы, пребывая под влиянием древнего учения. Но все его тайны еще не скоро будут раскрыты.

Интересно? Поделитесь с друзьями:
Полет души - эзотерика, психология, саморазвитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: