Бхакти йога

Мировоззрение жителей Индии кардинально отличается от взглядов европейцев. В основе их философии и религии лежит идея о беспредельной любви Бога к его творениям. Бхакти-йога – один из путей к восстановлению взаимопонимания между людьми и Создателем.

Учитель йоги

Что такое бхакти-йога

На санскрите «бхакти» означает «бескорыстное богослужение». Большинство религиозных учений характеризуются доминирующей идеей о Боге как о карателе, судье, который воздает за все прегрешения на Земле. Он наделен высшими силами, недостижимыми для среднестатистического человека, и требует полного подчинения его духовному совершенству.

В индуизме нет культа богобоязненности. Большинство верований строятся на постулате о Боге-творце, любящем все живое, и его восхвалении. Бхакти – это учение о поиске духовного единства. Совокупность практик духовных занятий помогает человеку приблизиться к Богу и ответить ему высшей безусловной любовью. Служение и привязанность – неотъемлемые качества каждого живого существа.

Бхакти упоминается в индийском эпосе «Махабхарата». Кришна в главе «Бхагавадгита» передает знания Арджуне и открывает 3 вида йоги: джиняна, карма-йога и бхакти.

Разновидности бхакти в кришнаизме

Нельзя относить этот вид практик к самостоятельному религиозному течению. Идея бхакти объединяет множество сект, которые проповедуют собственную веру, выполняют свои обязанности, но уважительно относятся к представителям других конфессий. Она не определяет точный лик единого Бога, главенствующего над всеми. Таким образом, бхакти не разделяет, а сближает.

Традиционно индийские философы разделяют это направление на две большие группы:

  1. Пара-бхакти. Трактует Бога как абсолют, живущего во всем, что он создал, и растворившегося в собственных творениях. У течения меньше последователей из-за духовных ограничений, который распространены в Индии.
  2. Гауни-бхакти. Традиционно чтит одну из ипостасей Верховного Бога. Философы считают, что это ответвление порождает религиозный фанатизм и становится предметом разногласий.

Бхакти – древнее искусство управления энергией, которое присутствует практически во всех индийских религиозных течениях в той или иной степени. Формы и интерпретации его можно встретить в священных текстах, ритуалах поклонения статуям, исполнении мантр и танцев, почитании храмов. Йога не диктует характер любви и привязанности к Всевышнему. Для каждого эти чувства могут быть индивидуальными. Одним ближе жертвенное поклонение, другие достигают гармонии через принятие себя с Богом на равных. Каждый человек самобытен, индивидуален и его путь.

Разновидности йоги

Связь бхакти-йоги и гаудия-вайшнавизма

Богослов и теолог Рупы Госвами проповедовал расширенное понимание любви.

Он разделил «бхаву» на 5 равноправных форм привязанности:

  • шанту – нейтральную;
  • дасью – полное подчинение;
  • сакхью – дружескую любовь;
  • ватсалью – родительскую;
  • мадхурью – состояние влюбленности;

Этот перечень используется до сих пор. Последователь выбирает любую из этих форм, комфортную для его личного мироощущения. На этапе постижения бхакти важно установить гармонию собственных чувств. Любовь к Богу должна соответствовать внутреннему сознанию человека, только таким образом возможно признать полное величие Создателя. Наивысшей и чистейшей привязанностью среди прочих является мадхурья-бхава: высокое чистое чувство, когда Бог заменяет самые важные связи в жизни последователя.

Это главная цель йога-практик. Ее достижение приводит к наивысшему просветлению, однако возможность достичь его индивидуальна для каждого человека. Полное преданное служение встречается редко, постичь его получится только через милость духовного наставника.

Однако бхакти не требует отказа от мирских привязанностей во имя Всевышнего. Создатель не осуждает свои творения за потребность любить.

Осуществление йоги

Высшая цель учения

Любое религиозное определение стремится к достижению главного ориентира, идею о котором последователи учения проповедуют среди единомышленников. Бхакти – это в первую очередь гуманная энергетическая практика, которая требует ухода от современного трактования йоги как комплекса спортивных упражнений. С ее помощью последователи достигают единения Бога и человеческой души путем обмена энергией на нематериальном уровне. Йога способна открыть для учеников более глубокие чувства, недоступные в современном обществе.

Тело должно подчиняться духовным стремлениям. В частности, принять потребность любить и выражать эту любовь как самую важную и главенствующую роль души. Физические потребности с приходом регулярных практик теряют значимость.

Самоцель йоги – познать себя, принять организм как проводник энергетических потоков, научиться их чувствовать и контролировать, чтобы направить все свои ресурсы на осознание божественной любви.

На пути к первичной духовной цели необходимо достигнуть вершины нескольких предварительных этапов бхакти-правеши (в переводе с санскрита «первое открытие, вход, приближение»):

  1. Понимание священных писаний.
  2. Отречение других путей.
  3. Уважение: основы садху-санги (духовного общения со Всевышним) и бхаджана-крии (начальной ступени в преданном служении).
  4. Вкус.
  5. Предание.
  6. Введение в семью Шрилы Прабхупады (индийского кришнаитского проповедника, теолога, религиозного деятеля).
  7. Встреча с духовными учителями.

После завершения этого длительного пути практик сможет приобщиться к полному пониманию выбранного направления. Достижение каждой промежуточной стадии может занять много времени. Некоторым требуется несколько лет, чтобы понять подлинное значение каждого шага. Медитация без осознания духовного единства не имеет практической пользы.

Все индивидуально, и самое важное в практике – слушать собственное тело, разум и душу.

Осуществление бхакти-йоги

Движение и самые известные проповедники

Множество мудрецов проповедовали бхакти-йогу независимо от учения, которого придерживались, и считали ее важной составляющей пути к высшей цели.

Самые известные проповедники:

  1. Нарада – один из наиболее почитаемых индийских просветителей, полубог. Он предвидел рождение Кришны, помог узнать тонкости земледелия, даровал людям первые науки: математику, астрономию. В литературных источниках Нарада изображается как странствующий монах, наделенный магической силой. Она даровала ему возможность перемещаться между материальными вселенными, на другие планеты разных духовных миров. У него есть инструмент для исполнения мантр в честь Вишны и Кришны.
  2. Альвары – 12 канонизированных поэтов, прославлявших Вишну. Они путешествовали по Земле около 5 тыс. лет назад и вновь привнесли в мир бхакти через свои песни и гимны. Наиболее известный среди поэтов – Наммальвар.
  3. Наянары – группа поэтов-путешественников, просуществовавшая с V по X в.
  4. Шанкара – мистик, реформатор и поэт.
  5. Мадхва – известный индийский ученый и поэт. Вместе с братом Саяном он составил комментарии к Ведам. Из-под их пера вышли также многочисленные грамматические и юридические трактаты. Совместные труды насчитывают около 40 исторически важных текстов.
  6. Джаядева – автор широко известной «Песни о пастухе», писал на санскрите.
  7. Нимбарка – богослов времен средневековой Индии, проповедовавший идею об абсолютном могуществе Кришны и безраздельном служении ему.
  8. Чайтанья – основоположник гаудия-вайшнавизма. Реформатор. Основал ведантическую школу, в каноне индуизма считается физическим воплощением Кришны и Радхи.
  9. Рамакришна – подобно Шанкаре, мистик, проповедник и реформатор. Индия признает его наивысший авторитет среди других религиозных деятелей того времени.
  10. Вивекананда – идеолог индийского Возрождения. Основной постулат его учений – стремление к общественному равенству. Вивекананда проповедовал идею, что когда-то социальное разделение общества будет упразднено, потому что каждый человек создается Богом свободным. Философ видел Индию независимой, без расизма и угнетения. Стремился к созданию единой универсальной религии, цель которой – не определение единого для всех Бога, а любовь и сострадание к нуждающимся.

Учитель Вивекананда

Принято отдельно рассматривать вклад в развитие практики со стороны пара-бхакти. Следующие имена следует чтить, как и других знаменитых предшественников и последователей:

  1. Шри Нитьянанда Прабху – основоположник рынка Святого имени.
  2. Шрила Бхактивинода Тхакур – пошел по стопам именитого предшественника, возродил и распространил идею рынка Святого имени, описал его модель в тексте «Шри Годрума Калпатави».
  3. Джаяпатака Свами Махарадж – автор учебника «Ветви Бхакти». Соединил основы учения Тхакур и опыт христианских ячеечных церквей.
  4. Виджай Венугопал прабху и матаджи Према Падмини – создали общину в 3 тыс. последователей в Омане, продвигали идеи Джаяпатаки в массы. Им приписывается авторство многих теоретических текстов о программе бхакти-врикша.
  5. Ангира Муни прабху – лидер и основатель движения в России, автор нескольких методических пособий.

Девять ступеней бхакти (преданности Всевышнему)

Приблизиться к пониманию и единению с Богом можно после преодоления 9 шагов:

  1. Шраванам. Через прослушивание священных текстов начинающий практик постепенно приобщается к пониманию Всевышнего и искреннему его восхвалению.
  2. Киртанам – воспевание всего божественных благодеяний (маха-мантры).
  3. Смаранам – глубокое сосредоточение мыслей. На этом этапе начинаются попытки систематических медитаций. Важно, чтобы сеансы проходили по всем правилам, поэтому стоит уделять этому особое внимание.
  4. Пада-севанам – стадия, на которой начинают формироваться первые представления о понимании и любви к Богу.
  5. Арчанам – ежедневное поклонение.
  6. Ванданам – осознанием любви и преданности божеству, молитвенные вознесения.

Бхакти – это не только путь к единению со Всевышним, но и способ найти внутреннюю гармонию. Через понимания искренней любви к своему Создателю человек осознает самого себя и переходит на следующий уровень духовного развития.

Основные принципы

Бхакти-йога в процессе развития претерпела множество изменений. Некоторые принципы менялись или упразднялись, но основные остаются неизменными на протяжении нескольких сотен лет:

  • особый режим питания, подразумевающий полный отказ от мяса;
  • отсутствие вредных привычек;
  • возможность вступления в интимную близость только после заключения брака;
  • воздержание от азартных игр (сюда же относятся и лотереи).

Последователи практики считают, что только с соблюдением этих ограничений можно приблизиться к единственно правильному отношению к Богу.

При этом бхакти-йога не осуждает радикально несоблюдение этих принципов, поскольку последователь может в любой момент отринуть привычки и встать на путь служения истинным благам.

Отношение к бхакти ортодоксальных индусов

В Индии распространено язычество. Бхакти видит в многобожии источник социального расслоения общества. Это противоречит основной идее йога-практик. В отношениях с Богом недопустимо разделение на низших и высших. Поэтому бхакти встречает сопротивление со стороны тех, для кого кастовое разделение – безальтернативная основа организации людей.

Низшие касты к распространению идей и практик направления относятся положительно и готовы принимать их.

Путь развития йоги близок к христианскому религиозному направлению, которое на заре своего развития встречало агрессивное непринятие со стороны иудеев.

Занятие йогой

Практика бхакти-йоги

Традиционно у любого вида йоги есть несколько стадий обучения. Бхакти подразделяется на 2 основных этапа: приучение к медитативным практикам и осознание духовного багажа. В йоге важен баланс. Для бхакти не приоритетно использование сложных асан – ученик выбирает то положение, которое для него комфортно в процессе медитативных процедур. На первой стадии необходимо привыкнуть к особому ритму тела, найти баланс, научиться слушать себя. Рекомендуется уделять больше внимание дыхательным практикам.

Конечная цель – переход в состояние глубокой медитации. Достигается это через индивидуальные представления о Боге и обо всем вокруг, что помогает полной мере осознать тленность собственного тела и бессмертие души. Важно полное принятие этих аспектов, в противном случае отрешиться от всего мирского будет труднее.

После того как медитации станут регулярными, человек начнет осмысливать выполняемые действия и постигать их глубокую самоцель. На этом этапе открывается энергия бхакти, которую необходимо учиться направлять с помощью долгих сеансов йоги и исполнения мантр.

Бхакти: музыка и занятия

Для занятий йогой есть специальная музыка. Ее распространяют на физических носителях организаторы курсов и тренингов. Концентрироваться под фоновую музыку легче, она способствует повышению качества и длительности практик.

Прослушивание подходящих композиций благотворно влияет на исполнение асан и процесс медитации. Для бхакти принято использовать альбомы Bhaishjaya и Close Garmony. Это инструментальная музыка, которая перемежается с мантрами. Для усиления сосредоточенности лучше приобрести специальные четки, состоящие из 109 бусин. Во время звучания и повторения мантр их необходимо медленно отсчитывать, пропуская последнюю.

Музыка бхакти-йоги

Питание в бхакти

Питание – один важных из постулатов йоги, который нельзя игнорировать. Считается, что только полностью очистив свой организм, человек способен приблизиться к принятию Бога и своей истинной роли. Главенствующей идеей является отказ от продуктов животного происхождения. Полное веганство исключает потребление любой пищи, добытой в ходе эксплуатации животных, в т.ч. яиц, молока, масла. Основной источник продовольствия – овощи и фрукты в умеренном количестве.

Алкогольные напитки под запретом. Чай и кофе бхакти также отрицает.

При этом единение с Богом путем воздержания от пищи возбраняется. Голодание не входит в число духовных практик бхакти, а диеты, которые могут привести к смертельному исходу, строго осуждаются. Нельзя прочувствовать любовь к Всевышнему через лишения. Самопожертвование уместно только тогда, когда Бог в этом нуждается.

Особое внимание йога уделяет разделению пищи. Рацион должен состоять из твердой еды на 2/3, остальную часть желудка равномерно заполняют вода и воздух. Так энергия сможет свободно циркулировать по телу. Бхакти осуждает чревоугодие: переедание препятствует легкости духа.

Курсы и тренинги

Йогой можно заниматься самостоятельно даже на начальных этапах, но существуют многочисленные курсы и тренинги, где процесс происходит в кругу единомышленников. В основном такие занятия бывают 2 типов:

  • чисто практические, на которых обучают основам медитации, исполнению мантр и нахождению гармонии между духом и телом;
  • теоретико-практические – помимо базовых практик, специалист рассказывает о подготовке организма к медитациям, распространенных ошибках.

Целесообразно в вопросе выбора доверять состоявшимся учителям, которые глубоко посвящены в философию бхакти.

В качестве базового курса для начинающих логичнее будет выбирать тот, что предоставляет какую-то теоретическую основу. Такой формат тренинга поможет решить, с чего начинать медитацию, как найти время на практику, узнать правила работы с ощущениями.

Важно помнить, что каждый наставник трактует основные принципы йоги по-своему. Это не значит, что если ваше понимание внутреннего спокойствия отличается от того, которое вам пытаются передать, то от него нужно непременно отказываться. Смысл тренингов заключается в том, чтобы из общего потока разных интерпретаций найти и развить что-то свое.

Несомненное преимущество групповых занятий – умение правильно работать с мантрами. Механическое повторение заученных фраз не способствует повышению концентрации. В коллективе духовное осмысление текстов происходит быстрее за счет единения с большим количеством соратников.

Курс йоги

Литература для ознакомления

Бхакти-йога часто упоминается в литературных источниках разных временных периодов. Чтобы составить первое впечатление о ней, можно обратиться к историческим трудам – это поможет понять, какую роль направление играло в развитии культуры и религии. Например, доступно положение бхакти сформулировал А. Ч. Бхактиведанта Свами в работе «Нектар преданности». Вопрос важности поднимался в фундаментальном труде «Бхагаватгиты».

Переход от каждой предыдущей стадии к следующей подробно исследует Бхактивинода Тхакур в тексте «Шаранагати». Последователи йоги рекомендуют обращаться к важным литературным памятникам, чтобы узнать, что в действительности значила данная практика для предшественников и сформировать собственное отношение к ней.

Если главная цель – приобщиться к самой культуре йоги, о которой на данном этапе нет практически никаких представлений, то можно обратиться к базовым трудам, где доступным языком излагаются основные постулаты направления.

Ряд литературных источников, с которых стоит начинать знакомство с бхакти:

  1. «Утренние прогулки и беседы со Шрилой Бхактиведантой Нараяной Госвами Махараджем». Первая книга из серии «Прогулки со святыми». В ней приведены беседы махараджа с его учениками. В процессе даршан поднимались разноплановые темы: практические вопросы духовной жизни, рассуждения о высших материях, сокровенные мысли и чувства. Сборник поможет начинающим понять философский подтекст практик, а продолжающим – развеять имеющиеся сомнения.
  2. «Гармония» Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа. В отличие от предыдущей работы, эта книга включает отрывки лекций, посвященных высшей идее бхакти. Здесь можно встретить критику современного общества и мироустройства. Последователи йоги предлагают альтернативу: свободное от притязаний и распрей общество, где каждый его член свободен и самоценен настолько, что готов обратиться к пониманию Бога и ключевых ценностей земного бытия.
  3. «Секреты бхаджана». Сборник лекций, прочитанных Триданди Свами Шри Шримад Бхактиведантой Нараяной Махараджем в октябре-ноябре 1996 г. во Вриндаване. Больше подойдет для продолжающих. Отрывки приведены в форме стихов из разных шастр и дополнены наставлениями Шрилы Бхактивиноды. Некоторые вещи, описанные в сборнике, сложно понять без предварительной подготовки, но комментарии составителя помогут разобраться и найти ответы на мучившие вопросы.

Литература для ознакомления йоги

В основном литературные источники о бхакти, помимо литературных памятников, представляют собой сборники лекций ведущих наставников этого направления. Начинать знакомство можно с любого из них. Для этого не требуется предварительная подготовка, но без знания фундамента, терминов и принципов обойтись сложнее. Авторы общаются с учениками на своем языке определений, относящемся к санскриту, поэтому знакомство с индийским эпосом обязательно.

Отзывы практикующих

Юлия, 37 лет, Самара: «Нравится бхакти своей простой. Никаких сложных поз, дыхательных упражнения. Не нужно находиться в одной асане несколько минут. При этом для нее нужно больше сосредоточенности. Постоянно приходится следить, чтобы мысли «не уходили», находиться «здесь и сейчас». Я пока учусь, медленно, но верно, и уверена, что у меня все получится».

Александра, 40 лет, Орел: «Мой путь к принятию бхакти начался в 2014 г., и теперь я понимаю, что еще далека от его завершения. Практики в первую очередь привнесли в мою жизнь спокойствие и умиротворение. Стрессы никуда не делись, но принимать их стало гораздо проще. Чем больше я практикую, тем сильнее ощущение, что есть кто-то, кто никогда не оставит меня и примет любой, независимо от моих поступков. Возможно, это то, что было нужно в трудный период жизни, но бхакти помогла взглянуть на жизнь иначе и многое понять».

Виктория, 33 года, Москва: «Перепробовала несколько типов практик. Сложнее всего было поменять привычный ритм жизни. Особенно когда нет на это времени. Остановилась на бхакти, потому что она не требует постоянной вовлеченности в медитацию. Ты можешь подбирать удобное время и место, медитировать час или 20 минут. Важно, чтобы в это время ты был целиком посвящен мыслям о Боге и единстве. В мою жизнь это принесло покой, которого так не хватало в современном ритме. Для сомневающихся – просто попробуйте! Только так вы сможете решить, надо вам это или нет».

Интересно? Поделитесь с друзьями:
Полет души - эзотерика, психология, саморазвитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: