Три спаса в августе: медовый, яблочный и ореховый

В августе-месяце мать-природа щедро делится с людьми своими дарами. В садах наливаются золотом и янтарём спелые яблочки, ветви кустов склоняются к земле-кормилице под тяжестью орехов. В полях рабочий люд собирает колосья пшеницы, чтобы изготовить хлеб. Во многих районах начинается засев озимой ржи. А пасечники достают из пчелиных сот мёд. Принято считать, что в такое время года природные дары имеют особые лечебные свойства. Люди, в свою очередь, воздавали земле почести и благодарности за природные дары и обильный урожай.

С древних времён повелось, что в августе наступает радостная пора трёх Спасов, славное время для православных христиан. По традиции в такие дни люди временно откладывали работу и обращались к Богу, к природе и к самим себе.

Три спаса

Медовый спас (Маккавей)

Медовый спас

Отмечают с 14 августа, в день начала Успенского поста. Пчелиные ульи к этому моменту уже полны свежего мёда, и пчеловоды начинают наполнять им свои крынки и горшки. Собирать мёд желательно с особым благоговением, с благодарностью к Богу, с молитвой, осеняя ульи крёстным знамением. Потом пчелиные яства несут в церковь и там освящают. Получившееся лакомство считается целебным, способным избавлять человека от любых недугов. И в пищу его потребляет самый разный люд, от младенцев и до старцев.

В такую пору считается хорошим знаком поделиться мёдом с тем, кто попросит. Древняя пословица гласит: «На Первый Спас и нищий медку попробует!» Дома янтарное лакомство можно разложить в красивые тарелочки и пиалы, а затем поставить в центре обеденного стола. Хозяйки пекут булочки, пряники и пироги на меду. Но тут важно не забывать — раз идёт пост, значит, и само тесто тоже постное.

Есть у Медового Спаса и другое название — Спас на водах (Мокрый Спас). Православные легенды гласят, что именно 14 августа князь Владимир принял крещение. По сию пору люди верующие проходят обряд водосвятия. Вода в это время считается святой, приносящей силы, отгоняющей недуги и усталость. Если водоём было освящён — то можно и искупаться.

По традиции женщины на Медовый Спас замаливают грехи, чтобы их простил Господь. После этого можно жить с чистой совестью и без дурных помыслов.

Народные приметы и традиции Макового Спаса

Спас медовый

Перед Маккавеем русские девушки собирали «маковейный цветок». Это был особый букет, сложенный из растений-оберегов. Туда входили ноготки, калина, рута, мята, маковые головки и колоски овса. Ноготки и рута оберегали от недугов. Овёс помогал получить обильный урожай. Мята создавала покой и мир в стенах дома. А калина помогала девушкам обрести нежность и красоту.

Получившийся букет перевязывали лентой красного цвета и освящали на святилище в день Маккавея. «Маковейный цветок» следовало беречь пуще зеницы ока в течение года. Цветок, в свою очередь, оберегал хозяев от болезней и несчастий. В высушенном виде букет водружали на окно, где он должен был находиться до следующего Медового Спаса.

Народные легенды гласят, что с 14 августа пчелы перестают собирать мёд, а соты наполнены до отвала. Пасечники собирали лакомство с благодарностью и молитвой, и освящали мёд в церкви. Считалось добрым делом есть мёд самим, щедро делиться им с окружающим, а также использовать янтарное лакомство при приготовлении блюд.

Вместе с мёдом в августе шёл сбор маковых коробочек. Хозяйки готовили постные медовые и маковые пряники, плюшки, пироги, блины и булочки. Блины подавались на стол вместе со специальным маковым молочком, в которое за трапезой обмакивали блины. Молочко делали на основе мёда и мака.

Из мёда также готовили хмельную медовуху — её пили не каждый день, а строго по праздникам. Либо применяли как лекарство от простудных недугов и иных хворей. Народные предания и поверья донесли до наших дней множество пословиц и поговорок: про мёд, про мак и про Медовый Спас в целом.

Хорошей традицией в Спас на водах было омовение в водоёме. Вода в ту пору считалась священной, её наделяли свойствами дарить человеку силы и здоровье, а также оберегать от бед, недугов, грехов и злых наговоров. Хозяева приглашали волхвов, чтобы те освятили новый колодец, либо провели обряд очистки старого. Хозяйки набирали воду в водоёмах — считалось, что 14 августа она имеет особые целебные свойства. По окончании Маккавея в воду заходить уже не стоило — это могло привести к заболеванию. Как гласят легенды, нарушители традиции зачастую тонули в недружелюбной воде.

Яблочный Спас (Второй Спас, Великий Спас, Большой Спас, Спас на горе)

Яблочный спас

В Древней Руси начинали праздновать 19 августа (по новому стилю). Было принято считать, что в это время лето подходит к концу и осень вступает в свои законные права.

По народным поверьям, есть яблоки до этого дня было нельзя. Особенно строго это правило соблюдали матери, утратившие своих детей. Среди людей бытовало мнение, что погибший ребёнок не получит на том свете гостинца, если его родная мама будет вкушать яблоки до момента прихода Великого Спаса.

Но зато в сам праздник яблоки можно было кушать, сколько душе заблагорассудится. С утра плоды освящали в церкви, а затем относили несколько яблок на могилы родственников.

По дороге нужно угощать яблоками всех друзей, родственников и знакомых. Считается хорошим тоном угостить в этот день яблоками нуждающегося. И только после того, как всем вокруг были розданы яблоки, можно отведать сладкий плод самому. Дома хозяева делали варенье из яблок и пекли пироги. Последние в честь поста были постными.

Второе название праздника — Спас на горе. Как гласит легенда, однажды Иисус Христос поднялся на гору Фавор вместе с тремя последователями: Ионанном, Петром и Иаковым. Там они начали молиться. В процессе восхваления Бога лицо Иисуса воссияло, одежда озарилась белизной. С небес явились пророки Илия и Моисей, они поведали божьему сыну о его судьбе и о грядущих событиях в Иерусалиме. В память об этих событиях в христианстве отмечается праздник Преображение Господне. Задача этого праздника — напоминать людям о необходимости самосовершенствования и духовного очищения.

Народные приметы и традиции Яблочного Спаса

Спас яблочный

19 августа славянские народы начинали отмечать Яблочный Спас (он же Второй, Великий и Большой Спас). До наступления этого дня не рекомендовалось потреблять в пищу никакие фрукты, в особенности яблоки. Исключение составляли только огурцы. Но зато после 19 августа приходила пора вкушать всё то, чем с людьми поделилась мать-земля. Первые дары природы было принято преподносить мудрым волхвам. Люди раскладывали яблоки и иные плоды в капище. Волхвы в ответ возносили благодарности земле за изобилие, а также выполняли особые ритуалы над овощами и фруктами.

В этот праздник считалось доброй традицией делиться пищей с неимущими. Древняя пословица гласит: «На Второй Спас и нищий яблочко съест». Говорили, что те хозяева, что пожертвовали часть урожая нуждающимся, на следующий год соберут больше плодов, чем в этом. Также садоводы относили часть плодов в церкви и отдавали священнослужителям. Священник, в свою очередь, раздавал яблоки и иные фрукты среди своих прихожан.

На Яблочный Спас в домах готовили различные блюда на основе яблок. Хозяйки замешивали тесто для яблочных пирогов, жарили и запекали с яблоками гусей, куриц, уток и лесную дичь, томили наливные плоды в печке вместе с мёдом. В блюда также входили ягоды и грибы. По народным традициям тесто должно было быть постным. «Яблочная страда» начиналась у хозяек с 19 августа. Те собранные яблоки, что не собирались есть сразу, начинали вялить, квасить, сушить, замачивать и подготавливать к хранению другими способами.

Красны девушки в деревнях разговлялись яблоками и гадали на суженых. Молодые юноши и девицы верили, что то желание, которое было загадано, когда проглатывается самый первый кусочек яблока в этот день, непременно сбудется в будущем. Это обязательно должен был быть плод, собранный с самого первого урожая.

Согласно другой примете, если в этот день человеку на руку два раза подряд садилась муха, то ему в жизни светит большая удача.

Большинство примет Яблочного Спаса затрагивали тему погоды, урожая и грядущих холодов. Считалось, что если в Большой Спас было солнечно и жарко, то зимой выпадет мало снега. Если 19 августа было очень дождливо — то и зимой снег будет сыпать с небес непрестанно, заваливая сады, леса и хижины по самые крыши и печные трубы.

Дни и ночи после Великого Спаса становились всё холоднее, чувствовалось дыхание осени. Ещё одна поговорка тех времён гласит: «Пришел Второй Спас — бери рукавицы про запас». Также этот день в народе называли Осенинами — в честь уходящих летних деньков и приближающейся осени.

Народные приметы и традиции Ладиного полетья

Ладино полетье

С 15 по 28 августа в народе отмечали Ладино полетье. В эти дни люди русские чествовали и славили Ладу-матушку, матерь-землю пречистую. К пречистым дням нужно было успеть собрать весь урожай и начать засеивать озимые. Земля в это время уже начинала отходить к холодам и зимнему сну. До того, как почва погрузится в сон, нужно успеть воздать ей благодарности за обильный урожай.

Мудрые волхвы осуществляли по ту пору различные ритуалы для того, чтобы поблагодарить мать-землю за её дары. Было принято исповедоваться земле в своих помыслах, каяться за кривду, ежели таковая была допущена. Практиковалось омовение в утренней травяной росе. Многие из ритуалов наделяли мудрецов мощной энергией матушки-Лады.

Мать-земля и Славянская богиня красоты Лада сливались воедино в представлении наших прародителей. Первая отвечала за возобновляемые дары и силы природы, вторая символизировала плодовитость, присущую женщинам. И коль скоро земля делилась с людьми своими дарами, приходило подходящее время для того, чтобы выразить ей уважение и почёт.

Молодые девы на Ладино полетье отправлялись по ягоды практически каждый день. Незатейливый хозяйственный обряд по заготовке еды у молодёжи превращался в весёлое приключение. Среди молодых девушек было принято найти в лесу самый большой куст калины и начать водить хороводы вокруг него, распевая при этом весёлые песни. Попев и поплясав, чаровницы приступали к сбору. Первые ягоды старались съесть незамедлительно. А пока жуешь калину — следует представлять себе образ своего суженого.

Молодые юноши, в свою очередь, делали засаду на пути из леса к деревне. Когда девушки с корзинами, полными ягод, возвращались домой — парни выпрыгивали из кустов, пугали красавиц и старались отобрать корзинки. Завязывалась потешная «драка», в ходе которой молодые старались раскрасить лица друг другу соком калины. Это считалось верным знаком взаимной симпатии. После все дружно шли обратно в селение. Девушки отдавали корзинки с ягодой своим матерям. Те в ответ желали своим дочерям быть здоровыми и красными, подобно ягодам калины, чистыми к венцу и непорочными.

Собранную калину ели, заготавливали на зиму, готовили варенье, варили наливки, исцеляли простудные болезни. Использовалась ягода и в различных обрядах — как свадебных, так и похоронных. Несколько гроздей калины вешали на стенах в доме, так было принято в народе. В тех домах, где юные девицы входили в возраст замужества, калиновые гроздья развешивали под крышей в горницах. В народе знали: коль красная калина висит под крышей — значит, скоро сватов в доме ждать. И приводили в ответ своих женихов для знакомства.

На Ладино полетье в деревнях начинали проводить разные смотрины, сговоры и обручения. Как результат — уже под осень начиналась череда свадеб. Молодые юноши и девушки связывали себя узами брака, чтобы создать крепкую семью, родить здоровых и крепких детишек и продолжить свой род.

Ореховый Спас (Хлебный Спас, Третий Спас, Спас на холстах, Спас на полотне, Малый спас, Спожинки)

Ореховый спас

Начинали праздновать с 29 августа. Ореховый Спас имеет сразу множество разных названий. И все они даны ему неспроста. Ореховый — потому что пришла пора собирать их в лесу. Хлебный — в честь начавшейся уборки хлеба. Холсты и полотна упомянуты в память о трагическом событии из жизни Иисуса Христа. Впоследствии эта традиция отразилась в пошиве и продаже домотканых холстов. Но обо всём — по порядку.

В конце августа в лесу начинали поспевать различные орешки. Наши предки собирали их, употребляли в пищу в сыром виде, а также использовали их при изготовлении различных блюд. Ветви орешника тоже шли в дело — из них создавали банные веники.

Другое название праздника — Хлебный Спас. В это же время на полях обычно завершали уборку пшеницы, из которой затем пекли хлеб. Сам Господь велел готовить хлеб в эти дни. Народ благодарил Бога за ниспосланный им хлеб насущный. Эта традиция упомянута и в поговорках, посвящённых Хлебному Спасу: «Третий Спас хлеба припас».

Благим делом считалось в ту пору освятить свежеиспечённый хлеб в церкви, а затем раздать среди нуждающихся. К хлебу в праздник было особо уважительное отношение. Уронить на пол хоть одну крошку считалось грехом.

Ещё одно название праздника — Спас на полотне — дано в память об изображении лика Иисуса Христа на платке. Как гласит легенда, когда божий сын шёл на Голгофу, влача свой крест, добрая женщина дала ему свой платок, чтобы Христос мог вытереть пот, застилавший глаза. Когда Иисус вернул ей платок — она громко ахнула от изумления. На ткани навсегда сохранился лик Христа. В память об этом верующие люди считали, что в этот день хорошо покупать и продавать различные полотна и холсты. В особенности ежели на них было изображение с ликом Иисуса.

Также Третий Спас в народе обычно считали полупраздником. Интересно узнать больше? В статье про Ореховый спас мы рассматриваем историю, традиции, и конечно, традиционные рецепты на этот праздник.

Народные приметы и традиции на Третий Спас

Спас ореховый

На завтра опосля Пречистой люди начинали отмечать Третий Спас, крайний в череде Спасов. Его ещё нарекали Холщовым (полотняным), Ореховым и Хлебным.

Хозяйки пекли хлеба на Хлебный Спас из свежемолотой муки. Каравайное тесто месили самые взрослые женщины в роду. При этом они делали заговоры на здоровье всех своих домочадцев. Караваи готовили в тщательно протопленной печке. Если хлеба поднялись хорошо — значит, всякая хворь пройдёт мимо дома в течение всего года.

Испечённые караваи несли в дар волхвам. Сначала шли славления с участием всей общины. А затем люди приступали к ритуалу общей семейной трапезы. Глава возносил хвальбы богам за щедрый урожай. Далее начинался обряд угощения первым караваем. Старший из мужчин рода угощал хлебом самого юного мальчика — делалось это для того, чтобы их род здравствовал отныне и впредь. При этом произносили вслух ритуальную фразу о богатом урожае и сытости всех членов семьи. После всех необходимых церемоний семья начинала общую трапезу.

Столы в этот период ломились от разных пирогов, булок, караваев, испечённых из муки нового урожая. Рядом стояли мёд, орехи, яблоки, рыбные и мясные блюда. Если отведать каждого блюда хоть по чуть-чуть — будет у домочадцев благополучие, удача и здоровье.

Третье частое название праздника — Холщовый Спас (Спас на Холсте, Спас на полотне). Обычно в этот же день в селениях открывались ярмарки, на них вовсю шла бойкая торговля холстами, картинами и полотнами. Если кто-либо попадал на торжище — обязательно нужно было совершить покупку на любую сумму, любой сувенир. В противном случае человеку грозил нищий год.

На Ореховый Спас шёл сбор орехов и изготовление банных веников из орешника. Считалось, что подобный веник изгонит из тела любой недуг. Хранить связки орешника полагалось отдельно ото всех остальных веников, чтобы не утратили своих чудодейственных свойств. Большой ореховый урожай — верный признак того, что рожь в грядущем году также будет поспевать обильно.

Ещё одно поверье было тесно связано с перелётными птицами. Говорилось, что если последние стаи пернатых — ласточек и журавлей — отправились в тёплые края, то мороз нагрянет уже к Покрову (14 октября). А коли август расщедривался на дожди и грозы — жди тёплую и долгую осень. Осень дышала в спину людям, доносились её отголоски. Зима тоже была на носу, пора было начинать готовиться к ней.

Опосля августовских Спасов пора и с летом красным прощаться! Прекрасная пора осталась позади, но впереди всё будет ещё краше и лучше, дай то Бог!

Интересно? Поделитесь с друзьями:
Полет души - эзотерика, психология, саморазвитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: