Главное отличие дзэн от других ветвей буддизма

Дзен (созерцание) является важной школой восточного буддизма, основанный в V—VI веке Китае, на что немаловажное влияние оказал даосизм. Дзен считается ведущим монашеским типом буддизма Махаяны в Поднебесной, Корее и Вьетнаме.

Дзен представляет собой школу эзотерического созерцания или концепцию, миссией которой является достижение просветления, сформированного на фоне буддийского мистицизма. В Японии Дзен считают авторитетной буддийской школой, которая зародилась в Китае и обладает собственными этническими особенностями. Также под значением слова дзен подразумевают практические занятия, обозначающие понятие «дхьяна» и считающейся главной составляющей буддийской практики.

Дзэн медитация

Про Дзэн

Дзэн Буддизм

В Китай учение попало из Индии. Главным распространителем концепции стал Бодхидхарма. В дальнейшем Дзен популяризировался в дальневосточных странах, таких как Япония (дзен), Вьетнам (тхиен), Корея (сон) и Китай (чань).

Развитие учения было самостоятельным. Дзен сохранил одну суть, но получил определенные особенности в стиле практики и учения. Например, японский дзен представляют школы: Сото, Фукэ, Обаку, Риндзай. К учению относится примерно 20% всех буддийских японских храмов.

В дзен в процессе достижения сатори делается акцент не только на сутрыу или священные писания, но и на объективном познании реальности с помощью изучения своей природы на уровне интуиции.

В дзене каждый способен достичь сатори. Учение имеет четыре принципиальных отличия:

  1. Специальная концепция без применения священного писания.
  2. Нет неоспоримого авторитета словесных и письменных учений.
  3. Главное условие пробуждения – постижение своего подлинного «Я».
  4. Передача происходит посредством прямого указания на бытие – от сердца к сердцу.

Дзен-цитаты:

  • «Если изучишь собственную природу, то станешь Буддой»
  • «Прямо указывай на человеческое сердце»
  • «Передавай традицию без поучений»
  • «Не создавай письменных наставлений».

Дзэн

Согласно поверью, основоположником дзена стал создатель буддизма. Это Будда Шакьямуни, живший в V в. до н. э. Основатель учения как-то поднял перед своим учениками цветок, а затем улыбнулся. Но данный жест был не понят людьми, кроме Махакашьяпы. Последний ответил создателю тем же, то есть, он тоже поднял цветок, и тогда на его лице появилась улыбка. Именно в этот момент Махашьяпа пробудился. Причем это состояние ему передал Будда без слов или письма. Впоследствии это явление назвали «Цветочным учением Будды».

Один раз Будда находился на Пике Грифов перед большим количеством людей. Народ оживленно ждал, когда учитель научит их дхарме, но тот сохранял молчание. Будда долго не говорил ни слова, а в руках его находился цветок. Люди внимательно наблюдали за учителем, но не один из них так ничего не понял. Затем один монах вскинул глаза на Будду и улыбнулся и наставник сказал: «Я владею сокровищем ведения абсолютного пробуждения, магического духа нирваны, которая свободна от нечистой реальности, а затем я отдал этот дар Махакашьяпе».

Этим просветленным монахом и был Махакашьяпа, который впоследствии стал выдающимся учеником Будды. Монах пробудился в момент, когда Будда вознес над головой цветок. В данный миг Махакашьяпа увидел цветок в своем истинном виде, что дало ему возможность получить «печать сердца».Так Будда передал от сердца к сердцу свое глубочайшее постижение. Учитель взял печать собственного сердца и оставил отпечаток на сердце монаха. Пробуждению Махакашьяпы поспособствовал цветок и его собственное глубочайшее понимание.

По дзену именно после этой истории возникла традиция передачи пробуждения без поучений от создателя буддизма к ученику. Подобный образом знания дзен передавались в Индии на протяжении 28 лет от Махакашьяпы до Бодхидхармы. Последний стал основоположником буддийской школы созерцания и первым патриархом Чань в Поднебесной.

Бодхидхарма сказал: «Наш учитель непосредственно передал дзен, что никак не относится к изучению святых писаний». Так, в соответствии с дзен постичь подлинную суть буддизма можно только при углубленном самовосприятии  — «смотри в свою природу и будешь, как Будда». Поэтому дзен можно получить только при самопознании или от учителя к ученику.

Некоторые чаньские наставники нарочито сжигали священные письмена и сутры, чтобы акцентировать внимание учеников на непосредственной передаче знаний. В ранний период даже запрещалось говорить о передаче дзен через символы. Учение переходит только от учителя к ученику, то есть от сердца к сердцу.

Дзен представляет собой «печать ума или сердца», которую невозможно отыскать в писаниях, так как пробуждение не базируется на словах. Это особый вид передачи дзен без привязки к символам. Он не может выражаться речью. Это безмолвное общение, позволяющее буддистам распространять учение из поколения в поколение.

Практика дзэн

Дзен медитация

Сатори

Сатори представляет собой мгновенное пробуждение. Предположительно, все люди способы к просветлению, а благодаря дзен они могут достичь этого состояния. Особенность сатори во внезапном наступлении, что можно сравнить со вспышкой молнии.

Осознать сатори можно только внутренним взором. В Чань его называют «у синь» (не ум). Это пассивное состояние, которое не отделяет человека от окружающей его действительности. Подобное состояние используется в медитации, которая очень важна для постижения дзен.

Способы пробуждения

В сравнении с практическим учением «от сердца к сердцу», наставления Будды в дзен имеют второстепенное значение. Современные ученики, кроме такого способа передачи пробуждения, должны размышлять, читать и слушать. Конечно, непосредственные способы передачи дзен лучше книг, но они не требуют абсолютного отказа от учений.

Мастер может применять любые виды обучения. Но чаще всего используется медитация в положении сидя (практика дзадзен) и коан. Последняя представляет собой загадку-притчу, у которой нет логического ответа.

Молниеносное пробуждение иногда вызывают, используя особые приемы. Коан – это парадоксальный рассказ, который обычному уму кажется абсурдом. Но когда коан становится объектом восприятия, то он подталкивает человека к просветлению. К коанам можно отнести хуатоу (самовопрошание) и мондо (диалоги). Интересно, что некоторые мастера вызывают у ученика пробуждение неожиданным ударом палки по голове или криком. Но все же главная составляющая просветления – это сидячая медитация.

Дзен

Вместе с дзадзен некоторые направления практикуют медитацию на работе и во время ходьбы. Причем каждый дзенский монах должен был быть физически активным, что являлось необходимым условием при сильном психическом напряжении в момент медитирования.

Также широко известна взаимосвязь чань с боевыми искусствами. Эта традиция берет свое начало с Шао-Линя – первого чаньского монастыря. Так, дзен посредством медитационных практик, спортивных занятий, в частности цигун и кунг-фу, силы духа (ежедневные практики) стал инструментом тренироввания сознания.

Метод учения дзен основывается на мощном эмоциональном влиянии на ученика и переживании различных противоречий. В Европе данный способ просветления считают очень жестким. Поэтому методика понятна только в условиях буддисткой доктрины, когда человек безразлично относится к жизни и смерти. Способы обучения в буддийском дзен используются во многих типах восточных боевых искусств. Также методика повлияла на становление японской самурайской этики.

Медитация в любом деле

Дзен Буддизм

Для обучения дзен обязательно нужно практиковать медитацию. Невзирая на разные подходы в получении сатори, в любых дзен-школах проводятся медитации.

Однако дзен-буддизм не основывается на исключительном аскетизме. Это значит, что человеческие желания подавлять нельзя. Следуя этому принципу, ежедневные дела могут выполняться совместно с медитацией. Но здесь есть важное условие – нужно полное присутствие в том, что делает человек.

Причем любое интересное занятие может поспособствовать понимают своего собственного «Я». Это делает жизнь более интересной и насыщенной, открывает творческий потенциал. Ведь каждый человек творец собственной жизни, а ключ от вселенной находится в его душе.

Во время медитации дзен не важен результат или сам процесс выполнения действия, главная роль отводится состоянию сознания, вызванного данным процессом. Благодаря дзен можно избавиться от чувства, что во время работы необходимо прилагать огромные усилия, что породило парадоксальную концепцию «усилия без усилий».

Ведущим понятием дзен-буддизма считается словосочетание «просто так». То есть все действия выполняются не ради какой-то цели. Например, человек приходит, уходит или дарит цветы просто так. Поэтому дзен представляет собой состояние человека, который ничего не объясняет себе и другим. Он сам себе хозяин и живет по принципу «просто так».

Полезные видео

История дзэн-буддизма

Урок дзадзэн медитации

Интересно? Поделитесь с друзьями:
Полет души - эзотерика, психология, саморазвитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: